Пасхальное послание Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского

Пасхальное послание Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского, освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве — всем верным чадам Переславской епархии Русской Православной Церкви

Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 55)

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сёстры!

От всей души поздравляю вас со всесвятым, всеславным и всесветлым праздником Христова Воскресения и вместе со всей Церковью восклицаю:

Совершая празднование Христова Воскресения, мы торжествуем победу жизни над смертью, мы неустанно воспеваем древние ликующие гимны, которые утверждают, что ад опустел, что он посрамлён и низвержен, а потому в нашей жизни не может быть места для печали, уныния, скорби и страха, ведь их фундаментальной причиной является наша смертность, и если она истреблена Воскресением Христовым, то мы стали подобны Адаму и Еве до их грехопадения, наша жизнь не может быть чем-либо омрачена, и вся она — блаженное пребывание в любви Божией.

Однако мы все прекрасно знаем, что реальное положение дел спорит с наполненными несокрушимым оптимизмом пасхальными песнопениями. Нам известно, что вера во Христа Воскресшего отнюдь не освобождает от жизненных сложностей, не гарантирует она и свободы от печалей. Более того, христианское богословие утверждает, что упразднённый Христовым Воскресением ад всё же существует и есть риск стать его вечным пленником.

Неужели же пасхальные песнопения — это всего лишь прекрасная возвышенная мечта, не имеющая никакого отношения к реальности? Если же это так, то в чём же тогда был смысл Страданий и Смерти Христовых и какие плоды принесло Воскресение нашего Спасителя и Бога?

Когда мы сталкиваемся с такими вопросами, нам следует вспомнить, что, победив смерть и упразднив ад, Спаситель не лишил нас свободы. Связав врага рода человеческого, Спаситель не связал нашу волю, напротив, он её освободил и дал нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12). Отныне мы имеем возможность жить не по плоти, а по Духу, и поступать не как рабы плоти, но как исполненные Святым Духом «чада обетования» (см. Гал. 4, 28). Если до Христова Воскресения люди были обречены на разлучение с Богом после физической кончины, то теперь у нас есть возможность пребывать с Ним в вечности. Именно эта мысль и скрывается за звучащими каждую пасхальную ночь в православных храмах утверждениями, что ад упразднён Воскресением Христовым. Ад действительно упразднён: он перестал быть неизбежным финалом человеческой жизни, теперь оказаться в нём можно лишь в результате свободного выбора.

Господь наш Иисус Христос не только освободил нас от диктата греха и пленения адом, Господь указал нам путь, двигаясь по которому мы сможем избежать самой главной и самой страшной ошибки — пусть и случайного, но согласия на грех. Указанный Спасителем путь состоит в добровольной покорности воле Божией, которая достигается непрестанной сердечной молитвой о том, чтобы каждая наша мысль, каждое слово и любое действие были пронизаны стремлением к торжеству воли Божией на земле так, как она торжествует на небе (см. Мф. 6, 10).

Пусть же Всемилостивый Господь поможет всем нам без преткновений пройти по этому пути и в конечном итоге встретиться лицом к лицу с Воскресшим Господом нашим Иисусом Христом!

смиренный Феоктист, епископ Переславский и Угличский
Пасха Христова, 5 мая 2024 года, г. Переславль-Залесский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *