Подготовка к празднику Рождества Христова
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Бог сотворил человека в райском состоянии для полноценной и радостной вечной жизни. Отношения человека с Богом были основаны на абсолютной вере, то есть полнейшем доверии к своему Создателю, и взаимной глубокой любви.
Попавшись на дьявольское искушение, первые люди потеряли доверие к Творцу, и с этим рассыпалась любовь к Богу. Итогом этого вероломства стала потеря человеком райского состояния; грех и власть смерти овладели людьми. Теперь вкушать плоды древа жизни, то есть входить в единение с Сыном Божиим или, как мы теперь говорим, причащаться Его жизни, стало невозможным. А именно соединение с Богом в вере и любви давало человеку возможность жить вечно и светло.
Через многие тысячелетия земной истории Господь вел людей, чтобы они смогли вновь полностью довериться своему Творцу и Его безграничной любви. Разными путями шли народы к этой встрече со Христом. Земной мир готовился, сам того не понимая, к событию Боговоплощения, когда Творец станет Творением и родится от Девы беспомощным Младенцем в вифлеемской пещере, которая служила хлевом – стойлом для скота. И этот хлев стал со временем центральной частью храма Рождества Христова – святыни для христиан всего мира.
Преобразились апостолы, соединившие свою жизнь со Спасителем и принявшие дары Святого Духа. Преобразился и ярый гонитель Христовой веры Савл, переживший личную встречу с Воскресшим Христом и ставший апостолом Павлом, ревностным распространителем Благой Вести о спасении. Приняв Христа, духовно обновлялись люди и целые народы.
Светоносной встрече со Христом всегда предшествовала осознанная или неосознанная подготовка к этому событию. Она по-разному происходит у людей. Это может быть исканием истины, правды и смысла жизни, стремлением жить по совести или, наоборот, исканием счастья здесь и сейчас любой ценой. Искавшие смысл своего бытия обрели его во Христе. Искавшие же главные радости именно в земной жизни зашли в полный тупик и уткнулись носом в глухую стену, потерявшись в лабиринте земного бытия. И тогда они стали искать духовный свет вне себя и своих земных ценностей, осознав свое бессилие найти смысл жизни и подлинное счастье, и как только они стали призывать помощь Божию, им открылась дивная любовь Христова.
Заблудившимся в жизни людям очень трудно найти путь к Богу и своему бессмертию не потому, что Бог далек от нас, а потому, что мы заменили Его в нашей жизни всякими мелочами или земными приоритетами, которые вне сыновних отношений с Богом обесцениваются.
Когда Господь пришел в мир, чтобы родиться на земле, люди не захотели немного подвинуться, чтобы уступить Ему место рядом с собой в своей жизни.
Но Сын Божий на это не обиделся, как не обижаются земные родители на неразумных маленьких детей, и родился на задворках в грязном хлеву, потому что решил стать братом по человеческой природе заплутавшим в мире страстей людям.
Бог не изменяется с течением времени. И в наше время Христос остался Таким же Любящим и Всемогущим, Каким был всегда. И сейчас есть люди, которые не хотят жить лишь для могилы и для того же растить детей и внуков. Глубоко в нашей душе заложена потребность обрести Бога и с Ним – вечную и совершенную жизнь. Но чтобы эта потребность реализовалась, человеку нужно употребить усилия по отношению к самому себе.
Необходима переоценка и ценностей, и себя самого. Как в этом поиске важно не промахнуться, не пройти мимо своего Спасителя! Надо честно признать: я сам свои грехи и грязные страсти победить не могу, я болен грехом и нуждаюсь в духовном лечении.
Самый адекватный перевод Евангелия на русском языке – это синодальный. Именно в этой книге надо искать ответы на вопросы: Кто Такой Иисус Христос? Как Он относился к тем людям, с которыми общался? Иисус ведь не изменился – Он Такой же, Какой и был. Поняв, что Он грешниками и больными не гнушался, естественно сделать вывод, что и к нам Он отнесётся так же. Если Богочеловек тяжелых больных и полуразложившегося покойника Лазаря вернул к полноценной жизни, то может и нашу душу исцелить, и в нашу жизнь внести радость победы над грехом и смертью.
Осмысливая Евангелие, мы учимся открывать душу Христу в искренней молитве и ищем православный храм, в котором душа будет входить в теснейшее общение с Богом в Святых Таинствах. Когда же человек научится отвечать на любовь Божию своей любовью, нужно это состояние духовной связи с Господом хранить и возгревать, чтобы не замыливались наши чувства и не покрывалось пеплом пламя нашей родившейся живой веры.
Человек ищет Христа, а если ищет последовательно и настойчиво, то и находит, потому что Господь идет навстречу ему.
По нашей немощи и слабости мы привыкаем к вере, молитве, Церкви и начинаем снова погружаться в жизненную текучку. Святая Церковь, как заботливая мать, помогает нам сохранить искренность живой веры и христианской любви, чтобы не вернуться в рабскую зависимость к темным силам.
Великие церковные праздники – это наше соприкосновение с Небесным миром сияющей Христовой любви и духовное участие в самих священных событиях. Достойная подготовка к этим праздникам оживляет нашу душу и обогащает ее благодатной Божественной силой.
Православного христианина Церковь зовет подготовиться к духовному участию в празднике Рождества Христова. Для этой цели установлен Рождественский пост. Сам же пост отнюдь не является определенного рода временем диетического питания для верующих людей – это время духовного и телесного воздержания и усиленного труда по приведению нашей души и земной жизни в духовно здоровое состояние.
Сам Господь сказал, что для освобождения от бесовской зависимости необходимы молитва и пост (см. Мф. 17:21; Мк. 9:29).
Молитва – это не механическое прочитывание молитвословий по книге или наизусть. Если я о чем-то очень важном разговариваю с другим человеком, то прекрасно понимаю, о чем говорю. Но поскольку так ведется серьезный разговор с людьми, тем более важно, чтобы при разговоре с Богом во время молитвы все слова были осмыслены, чтобы наш ум четко понимал и осознавал каждое слово, которое мы говорим в молитве. Если этого нет, то нет и молитвы, сколько бы времени мы не произносили свои молитвословия перед Богом. Если наш ум закрыт для слов молитв, то наша душа не сможет их вознести в Небесный мир. А оказывается, молиться-то очень трудно, и мы не умеем этого делать. Поэтому надо учиться очень внимательно произносить слова молитвы, постоянно собирая свой ум и откидывая все время посторонние мысли.
Если водитель машины постоянно смотрит по сторонам, а не вперед, то ничего хорошего из этого не получится, так и в молитве нужно быть обращенным к Богу, а не рассеиваться мыслью туда-сюда.
Искренняя внимательная молитва как дома, так и в храме, приносит нам добрые плоды. Успеху её содействует благоговейное отношение к Богу, осознание своих грехов и ежедневное личное покаяние в них перед молитвой (дома). Необходимым условием для молитвы является примирение с людьми.
Пост включает в себя, помимо усиленной и более частой молитвы, усердное осмысление Божией воли, открытой нам в Священном Писании Нового Завета (Евангелии) и тайное совершение добрых дел.
Священные слова надо честно применять к себе самим и стараться увидеть свои духовные недуги и грехи. При этом следует усердно просить Бога о помощи в нашей духовной борьбе с грехами. Огромную роль в благодатном обновлении души играет искренняя продуманная и пережитая исповедь в храме перед Богом, свидетелем которой станет священник. Особенно важно соединение нашей жизни со Христом в таинстве Святого Причащения, то есть наше личное участие в Тайной Вечере, которую Господь совершил со Своими учениками в Великий Четверг.
Пост, то есть воздержание от развлечений, ограничение в пище, усиленное совершение добрых дел, примирение с ближними, более усердное посещение храма и участие в святых таинствах Покаяния и Причащения, усиленные молитвы и чтение Священного Писания – все это помогает нашу душу из грязного стойла для скота – наших грехов и страстей – превратить в чистый и уютный храм, куда сможет прийти Христос в день Святого Рождества и освятить всю нашу жизнь Своим благодатным присутствием.
Своим богослужением и духовно-благодатной жизнью Святая Православная Церковь ведет нас к встрече с Родившимся Богомладенцем, чтобы наша жизнь засияла радостью святого праздника оттого, что восстановлены отношения нашего доверия к Богу, что нас согрела Его любовь и перед нами открыты двери в вечное Небесное Царство Бога.

