Православный календарь.
АВГУСТ
1 августа вторник – Обретение мощей прп. Серафима Саровского, чудотворца (1903).
2 августа среда–Пророка Илии (1Хв.До Р.Х.).Прп. Авраамия Галичского,Чухломского (1375).
Пророк Божий Илия своим безграничным послушанием слову Божию, своей безупречной чистотой (он был первым совершенным девственником в Ветхом. Завете), своей ревностью о славе Божией, своей любовью к молитве, своим аскетическим, подвижническим образом жизни воистину был велик и славен перед Богом и людьми. Люди называли его при жизни человеком Божиим, и, когда встречались с ним, падали ниц перед ним, прозревая великую силу Божию, которую имел пророк. Вот потому так душеполезны посещения тех мест на Святой Земле, которые связаны с жизнью и служением пророка. (Анатолий Холодюк)
3 августа четверг – Пророка Иезекииля(У1 в. до н.э.) Прп. Симеона Христа ради юродивого, и Иоанна спостника его (ок.590).
«И 22 года Иезекииль непрестанно пребывал в бдении, взирая с высот своего духа, обращенного к Богу. Став сам знамением, он как словами, так и символическими жестами пророчествовал об окончательном падении Иерусалима в наказание за грехи народа; но, когда это случится, он же и станет для народа утешением, объявляя о прощении и грядущем возрождении».
4 августа пятница – Мироносицы Марии Магдалины (1). Прп. Корнилия Переяславского (1693). Собор Смоленских святых.
5 августа суббота — Почаевской иконы Божией Матери (1675). Прав. воина Феодора Ушакова (прославление 2001). Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками).
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Почаевской, глас 5.
Пред святою Твоею иконою, Владычице,/ молящиися исцелений сподобляются,/ веры истинныя познание приемлют/ и агарянская нашествия отражают./ Темже и нам, к Тебе припадающим,/ грехов оставление испроси,/ помыслы благочестия сердца наша просвети/ и к Сыну Твоему молитву вознеси// о спасении душ наших.
6 августа воскресенье–Неделя 9-я по Пятидесятнице. Муч. Христины (ок.300). Муч. благоверных великих кн. Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида (1015).
7 августа понедельник – Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Память У Вселенского Собора (553).
8 августа вторник – Преп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах.
9 августа среда–Великомуч. и целителя Пантелейимона. Прп.Германа Аляскинского (1837).
10 августа четверг – Смоленской ик. Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница) принесена из Царьграда в 1046 г. Апостолов от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов (1век).
11 августа пятница – Мчц. Серафимы девы (117-138).
12 августа суббота – Ап. от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника. Мч. Иоанна Воина. Обретение мощей прп.Германа Соловецкого. Прп Анатолия Оптинского младшего.
ЗАГОВЕНЬЕ НА УСПЕНСКИЙ ПОСТ.
13 августа воскресение–Неделя 10-я по Пятидесятнице. Свящмч. Вениамина, митроп. Петроградского, и иже с ним свящмуч. свт. Василия исповедника, еп. Кинешемского.
УСПЕНСКИЙ ПОСТ.
14 августа понедельник – Начало Успенского поста. Происхождение (изнесение) Честных древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164).
На утрени после великого славословия – вынос Креста и поклонение Ему по чину Крестопоклонной недели. По окончании литургии совершается освящение меда, «Первый Спас». В Русской церкви это празднество соединялось с воспоминанием Крещения Руси (1 августа ст. ст.988 года).
Успенский Пост один из четырех многодневных постов Православной Церкви. Он продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа (по новому стилю). Успенский пост по строгости соблюдения приравнивается к Великому Посту (без мясных, молочных и рыбных продуктов). Успенский пост установлен в подражании Божией Матери, которая всю свою жизнь, и особенно перед своим Успением, проводила время в посте и молитве. В дни поста христианин должен уделять больше внимания и времени посещению храма, домашней молитве, помощи ближним и творению дел милосердия.
15 августа вторник–Перенесение мощей из Иерусалима в Константинополь первомученика архидиакона Стефана. Блаж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.
16 августа среда – Преп. Исаакия, Далмата и Фавста. Прп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца.
17 августа четверг – Семи отроков иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина), и Антонина.
18 августа пятница – Предпразднство Преображения Господня.
19 августа суббота – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Праздник Преображения Господня зовет нас прежде всего к изменению нашего внутреннего образа. Сейчас это особенно удобно, потому что пост есть время покаяния. Этот пост посвящается Богородице, и Сама Пресвятая Дева Мария станет Помощницей нам в нашем духовном совершенствовании. (Патриарх Пимен (Извеков)
В этот день совершается освящение винограда и плодов. (Яблочный Спас)
20 август воскресение – Неделя 11-я по Пятидесятнице. Попразднство Преображения Господня. Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832). Прп. Антония Оптинского (1865). Прп. Пимена Многоболезненного, Печерского (1110).
21 августа понедельник–Перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566), второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992). Толгской иконы Божией Матери (1314).
22 август вторник – Апостола Матфия (ок. 63). Собор Соловецких святых.
23 август среда –.Блж. Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского (1515). Собор новомучеников и исп. Соловецких. Второе обретение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (1998).
24 августа четверг – Мч.архидиакона Евпла (304). Прмчч. Феодора и Василия Печерских.
25 августа пятница – Сщмч. Александра, еп. Команского (III).
26 августа суббота – Преставление (662), перенесение мощей прп. Максима Исповедника. Обретение мощей блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского (ок. 1547). Преставление (1783), второе обретение мощей (1991) свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца. Минской (1500), и именуемых «Страстная» (1641) и «Семистрельная» (1830) икон Божией Матери.
27 августа воскресение – Прор. Михея (из 12-ти пророков) (VIII до Р.Х.). Перенесение мощей прп. Феодосия Печерского (1091). Прп. Аркадия Новоторжского (XI).
28 августа понедельник – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской).
«О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает…» – здесь, у гроба Самой Пречистой, эти слова пронзают своим первоначальным смыслом и печаль растворяется радостью: «Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость!»
«Праздники в честь Божией Матери, в честь событий Ее земной жизни или в честь Ее чудотворных икон – это радостные и светлые праздники для православной души» Митрополит Николай (Ярушевич).
29 августа вторник –Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944). Мч. Диомида врача (298). Феодоровской (1239) и «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской) (1904) икон Божией Матери.
30 августа среда – Прп. Пимена Угрешского (1880). Прп. Алипия, иконописца Печерского (ок. 1114). Свенской (Печерской) иконы Божией Матери (1288).
31 августа четверг – Мчч. Флора и Лавра (II). Прп. Иоанна Рыльского (946). Иконы Божией Матери именуемой «Всецарица».
Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божиего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: «всяк, иже не собирает со Мною, той расточает» (Мф. 12: 30; Лк. 11: 23).
«Братья! Вечная жизнь за гробом не подлежит никакому сомнению. Но также не подлежит ни малейшему сомнению, что она может быть двоякая: для праведников — блаженная, а для ожесточенных грешников — мучительная. Смерть есть предел, граница между настоящей и будущей жизнью, и мы не знаем, далеко или близко она от нас. Будем готовы всегда стать на эту грозную границу между двумя жизнями. Аминь».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Пресс-секретарь Мышкинского благочиния Г.А.Лебедева