«До свидания Тихвинская, до будущего года!»

2014_07_08_006_01Все важные события в жизни русского народа тесно связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, и было это почитание на Руси особенным.

Свое незримое, но всегда реально ощутимое присутствие на Русской земле Матерь Божия являла через свои чудотворные иконы. Благоговейно чтились они русским народом, как видимые знаки Её покровительства. В честь этих икон строились и освящались храмы. Так было и с иконой Тихвинской Божией Матери. Эта икона одна из особо почитаемых на Руси. До Х1У века она находилась в Константинополе. В 1383 году икона неожиданно исчезла из Влахернского храма. И в этом же году она явилась на Руси, перед рыбаками на Ладожском озере. Над водами озера в дивном свете явилась икона Божией Матери с Богомладенцем на руках, переносимая неведомою силою по воздуху. Чудесным образом она указала место близ Тихвина, где и началось строительство храма. Впоследствии здесь был выстроен каменный храм, а затем был устроен Тихвинский Богородице –Успенский мужской монастырь.

В Мышкинском благочинии есть особое место, где можно поклониться Тихвинской иконе Божией матери. Храм в Рудиной Слободке, недалеко от Синицына построен и освящен в честь этой иконы. И здесь, во все времена особо чтился и почитался этот образ и был большой престольный праздник.

Помолиться и благоговейно поклониться Светлому Образу Пресвятой Богородицы приехали прихожане Успенского и Никольского Соборов, пришли местные жители и гости д. Синицина.

Дорога до храма была лёгкой и утешительной трудами певчих, звучали песнопения и молитвы Пресвятой Богородице.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери поразил своей красотой, строгостью и достоинством. Поруганный, разрушенный он смиренно и достойно несет свою участь, взывая нас к покаянию за сделанное. Поразительно высокие липы и сосны окружают храм, как гигантские свечи или богатыри они берегут тишину и покой Дома Пресвятой Богородицы. Вокруг храма старинное кладбище. Рядом ручей Гремец, и чуть проглядывает через деревья кусочек Волги, в которую он впадает. Святое место, тишина и благодать.

Такой же благоговейной, тихой, несуетной и очень радостно-волнительной была и служба. Её служили благочинный Мышкинского округа протоиерей Александр Иванов, настоятель Никольского собора протоиерей Сергий Круду и настоятель Шестихинского храма иерей

Виктор Портретов, им помогали алтарники из местных жителей. Исповедь, Божественная Литургия, Таинство Причащения было наполнено незримым присутствием Пресвятой Богородицы. Казалось, что со стен храма, еле видимые образы святых внимают и благословляют присутствующих и радуются радостью службы.

Ничего не мешало этой службе, этой Благости и великой молитве… Проникновенной и сердечной была проповедь отца Александра. Он говорил о том, «как хорошо, что есть этот храм, что это Дом Пресвятой богородицы, что у русского народа есть Заступница Усердная, Её любовь и молитва берегут нас и помогают в беде и горе. Пресвятая Богородица и сегодня незримо с нами, и с ней нам хорошо и спокойно. Как смиренно ждёт Она, что Дом Её будет таким же, как и раньше. Только надо потрудиться всем миром. Отец Александр говорил о важности молитвы к Пресвятой Богородице, о её заступничестве, что Она нас утешает в скорбях и болезнях, радуется нашей радостью и хранит нас и нашу Россию. Только вера и заступничество Предстательницы и Молитвенницы может спасти нас. Домашняя икона семьи отца Александра, переходящая от деда к отцу, а теперь вот и к нему – это Тихвинская икона Божией Матери. У каждого в семье должен быть чтимый образ Пресвятой Богородицы».

Крестный ход вокруг храма был молитвенным и неторопливым. Особо помолились за священников, служивших в этом храме на месте их упокоения. Это были могилки о. Александра (Невского), о. Петра, диакона Василия и других.

В 1961 году старинный храм был окончательно разрушен и разорён. Немного об истории этого храма. Церковь села Рудина Слободка была построена в 1787-1795 г.г. Местечко это называлось Рудиной Слободкой не случайно. Когда-то эти земли принадлежали Московскому Чудову монастырю. Монастыри, получая землю от государства или от дворян стали называть их слободами. Рудина Слободка — название имеет два объяснения.

Первое – что эти земли когда-то принадлежали старинному дворянскому роду Рудиных.

Второе толкование такое: в этих местах когда-то добывали руду. Все жители из окрестных деревень были монастырскими рудокопами. Руду черпали из болотного массива называемого глинник. Болотная руда быстро истощилась. И жители этих мест быстро приспособились использовать глину, делая из неё знаменитую глиняную посуду. Синицинский горшечный промысел был далеко известен.

Так Тихвинский храм, был – то, святилищем рудокопов, то известных горшалей.

Храм в Рудиной Слободке был очень любим местными жителями, его посещала старица Ксения (Красавина) и великий молитвенник земли Русской праведный Иоанн Кронштадский.

По воспоминаниям в храме был богатый иконостас, а его особенностью было большое количество деревянных крупных ростовых фигур святых, выточенных руками местных мастеров. Была и привратная часовня.

Завершилось молитвенное стояние совместной трапезой. Тёплая дружеская атмосфера поддерживалась душистым чаем из самовара, который весело дымил возле дома местных жителей. Пироги с яблоками и капустой, сладости и душевные разговоры о прошедшей совместной сердечной молитве Пресвятой Богородице.

Конечно, вспомнили уроженца Синицина, русского писателя Василия Александровича Смирнова и его книгу «Открытие мира», где он описал празднование престольного праздника «Тифинской» иконы Божией Матери, как называли её в народе тогда. Служба к празднику, а за церковной оградой народное гулянье, бойкая торговля,- сказочные палатки торговцев, «Возы с горшками, корытами, лаптями, кадушками, горами ситца, граблей и невесть чего». «А на просторной лужайке за церковью возле школы молодёжь танцевала кадриль… Праздник, картина, так картина», так описал её Василий Смирнов.

А мы, кто приехал в этот день на службу говорили, как маленький герой этой книги Шурка: «До свидания Тихвинская, до будущего года».

Спасибо всем, а особенно о.Александру и шофёру Сергею за возможность быть на службе в этот праздник.

Фото: М. Чупринин, сайт «Народный каталог православной архитектуры»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *