Двунадесятый праздник. Что он означает?
Он знаменует пророчески Второе Пришествие Иисуса Христа на Землю, воскрешение мертвых и Страшный Суд.
Накануне Господь совершил великое чудо – воскрешение из мертвых Лазаря, жителя пригорода Иерусалима – Вифании (Ин. 11, 1–44). Это чудо было совершено в присутствии многих родственников и друзей покойного, на глазах всего Иерусалима. Это чудо потрясло сердца людей.
Что знаменует собой воскрешение Лазаря из мертвых? Всеобщее воскрешение. В Палестине покойника хоронили обычно в самый же день его смерти, так как из-за сильной жары труп быстро начинал разлагаться. На четвертый день труп Лазаря уже потерял человеческие черты, тело распухло, почернело.
Воскрешение Лазаря – это было не просто возвращение его к жизни, но воссоздание его вновь, то есть – образ того, как Господь воссоздаст тела умерших из праха. А всеобщее воскресение мертвых будет не только воскрешением, но и преображением, одухотворением человеческих тел. Воскресение мертвых станет началом вечной жизни, не имеющей конца, и будет победой над смертью.
Двунадесятый праздник! Страшный, конечно, праздник. Христос входит в город, где Его убьют. Толпа, сошедшаяся, по замечанию евангелиста Иоанна, чтобы поглазеть на Воскресившего Лазаря, и есть толпа – отчего же в толпе не покричать «Осанна». Через пять дней та же толпа будет кричать «распни Его». Грустный праздник…
Задумаемся о себе.
В нашем храме при входе в притвор летней церкви сохранилась одна из фресок: «Вход Господень в Иерусалим».
Господь идет на вольные страдания. Народ рад, народ ждет своего Мессию, народ устилает путь Господень ветвями и встречает Его как царя. Тот народ, который меньше чем через неделю скажет перед Пилатом: «Распни, распни его»!
Посмотрим в свое сердце, в свою душу — не так ли мы поступаем, радуясь в храме о Празднике, не распинаем ли мы Господа прежде всего в сердце своем грехами, страстями, худыми поступками.
Может мы оскорбили Господа настолько, что это можно приравнять к следующему Его распятию?
Почему? Да потому, что для нас часто Господь — это не любящий Отец. Господь чаще всего для нас сила, которая может нам помочь. Большая часть наших молитв — это просьбы о помощи. Меньше всего мы благодарим Господа. А ведь если мы посмотрим на свою жизнь — поймем, что ни дня без Божией помощи мы не можем прожить.
По обычаю, мы стоим в этот день в церкви с вербами в руках. Народ встречал Иисуса Христа с пальмовыми листьями, как Победителя. Верба наша означает воскресение из мертвых: она расцветает после зимы прежде всех других растений.
Держа в руках веточку вербы, мы исповедуем, что Иисус Христос есть истинный Победитель смерти, мы просим у Господа, чтобы Он сподобил нас встретить Его не со стыдом и ужасом, а с радостью и ликованием в день воскресения мертвых.
Настоятель Костюринской церкви святителя Климента Римского
иерей Владимир Юрченко.