Вкусите и видите яко Благ Господь

 «Вкусите и видите яко Благ Господь».

                                                                                                      (Псалом 33, 9 ст.)

Устанавливая Таинство Святого Причащения на Тайной Вечери, Господь повелел апостолам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Непрестанная память о жизни, страданиях, смерти и воскресении Господа есть неистребимая потребность сердца, любящего Господа. Эту заповедь помнили и исполняли апостолы. Апостол Павел пишет: «всякий раз когда вы едите Хлеб Сей и пьете Чашу Сию, смерть Господню возвещаете» ( 1 Кор. 11, 26).

Церковь как тело Христово (Еф. 1, 22)  есть живой  организм, в котором живет как все тело, так и каждый его член живет и развивается не сам по себе, но в органической связи с целым телом. Привившись к Церкви как живому организму через Святое Крещение, христианин начинает жить новой жизнью. Для поддержания и питания этой жизни дана Евхаристия. «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6, 55). Это есть наш хлеб насущный, который мы просим у Отца Небесного себе на каждый день.

Достойно причастившимся обещана Спасителем вечная жизнь. Спаситель наш Своим учением ведет людей к познанию этой жизни. В Спасителе как в Истинном Боге воплощается эта вечная жизнь. Для человечества Иисус Христос есть Жизнь и Источник Жизни. Кто достойно приобщился Святых Тайн, тот не умрет. Не страшны такому человеку ни бури жизненных бедствий, ни подводные камни житейских обстоятельств, от которых мы, слабые, так часто и малодушно теряем свое духовное равновесие. Не страшна человеку тяжелая бедность; не страшна для него ни сума, ни тюрьма, ни обида людская, потому что он — причастник Божий. Бедствия — принадлежность земли; счастье — удел неба. Горе и страдание ранят и терзают только тело; они уязвляют, но не убивают душу. Всякая жгучая скорбь, всякое страждущее одиночество находит в себе успокоение и утешение в Спасителе, не только пролившем Свою бесценную Кровь за нас, но и даровавшем её нам как целебное, чудотворное врачевство, способное воскрешать, животворить, просветлять верующую душу, внести небесную радость в тоскующее сердце.

Святитель Григорий Нисский говорит: «Любовь к Богу возникает в нас не просто и самопроизвольно, но посредством многих трудов и великих забот. Сущность этих трудов и  подвигов состоит в стремлении христианина воплотить в своей жизни содержание Правды Христовой, уподобившись Христу всецело».

Усвоение человеком спасения Христова происходит не путем спокойного беспрепятственного развития возникшего в тайниках его духовного существа семени вечной жизни, но осуществляется не иначе, как посредством борьбы с враждебными силами, с царством тьмы и греха, который стремится заглушить этот росток вечной жизни, потушить затеплившийся в нем огонек святой ревности о достижении вечного спасения. Этот подвиг борьбы и усвоения жизни новой во Христе со стороны таинственной и нравственной совершается неразрывным взаимодействием благодати и напряженной деятельности всех сил человека. Основной элемент обновления человека составляет покаяние — как воздержание от зла и совершение добра. На пути обратившегося ко Христу человека стоит, прежде всего, его собственная природа: сущность нравственного поворота в покаянии состоит в отречение от своей воли и перестановке жизненного центра тяжести с себя — на Бога и ближнего. В природе человека остаются и после крещения греховные привычки, склонности, страсти. Дальнейшая жизнь христианина исполнена борьбы с ними. Перемена коснулась только духа, твердого намерения. Другие силы, способности еще не изменились, дело преобразования только началось, оно должно продолжаться, раскрываться в дальнейшей жизни, чтобы обнять всю природу. Этот подвиг покаяния, борьбы проникает всю жизнь человека от начала до конца. Оно необходимо и грешникам и праведникам. Нет предела усовершенствованию. Так говорит святитель Иоанн Златоуст: «Согрешил? Войди в церковь и изгладь грех свой покаянием. Сколько раз ни упадёшь на торжище, всякий раз встанешь, так и сколько раз ни согрешишь, спеши покаяться, не допускай отчаяние, — ещё согрешишь — ещё покайся; не опускайся и не отпадай от надежды получения предлежащих нам благ. Хоть ты уже старик и согрешил — иди в церковь и покайся. Здесь врачебница, а не судилище. Здесь не муки за грехи налагают, а даже отпущение грехов». Это борьба — непрерывна, изо дня в день — до самой смерти, в этой борьбе неизбежны падения, нужны силы для победы над страстями. «У дверей грех лежит, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4, 7),- так сказал Господь Каину. Грех скрывается в глубине сердца, уме, воле, в теле, во всех частях падшего человека.

Вот в этой непрестанной борьбе — с собой, со страстями — чрезвычайное значение имеет причащение Святых Тайн, связанное с непрерывным покаянием. В нем — непрерывное внимание к себе, врачевство получаемых в борьбе ран, восстание от падений, силы для борьбы и победы. Успешной эта борьба может быть при непрестанном трезвении, внимании. «Якоже  быти причащающимся во трезвении души, во оставлении грехов» — сказано в молитве литургии святителя Иоанна Златоуста по пресуществлении Святых Даров.

Святитель Феофан Затворник говорит: «Кто Христу Господу приобщается, тот силы и жизни Его вкушает, в том оживают все духовные силы, или тот сам начинает жить настоящею жизнью.

Дело Святого Причащения есть дело жизни. Причащаться или не причащаться — значит быть или не быть христианином, жить или не жить во Христе».

Настоятель Никольского Собора протоиерей Сергий Круду.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *